22 августа в Полтаве состоялось торжественное собрание по случаю 21-й годовщины независимости Украины, в котором участвовали глава Полтавской областной госадминистрации Александр Удовиченко, председатель областного совета Иван Момот, а также представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, общественных организаций, духовенства и СМИ.
Полтава. 22 августа 2012 г. Федор Савченко, Александр Удовиченко, Сергей Мохун
В своем докладе Александр Удовиченко, в частности, отметил, что нынешние достижения в социально-экономическом развитии Полтавщины были бы невозможны без слаженной коллективной работы тружеников области. И, конечно же, торжество было бы неполным без вручения государственных и прочих наград руководителям и работникам предприятий, учреждений и организаций области.
В числе приглашенных – восемь работников Кременчугского ПАО «ВЕПР», более известного кременчужанам по предыдущему названию – ОАО «Кременчугское АТП-15356» (ул. Киевская, 64).
Водителю предприятия Федору Савченко был вручен Знак отличия Президента Украины — юбилейная медаль «20 лет независимости Украины» (учрежден президентским Указом 30.05.2011). На лицевой стороне медали, изготовленной из металла жёлтого цвета — контур карты Украины с расположенным на ней малым Государственным Гербом Украины в обрамлении лучей и надпись «Двадцять років незалежності України». На оборотной стороне медали в обрамлении лаврового венка — надпись «24 серпня 1991». Лента медали шёлковая муаровая с полосками синего и жёлтого цветов. Кстати, по состоянию на 27.06.2012 г. этой медалью было награждено около 3300 граждан Украины.
Слесарь-ремонтник Сергей Мохун получил Знак отличия Президента Украины — медаль «За труд и отвагу» (учреждён 16.05.2001 г.). На лицевой стороне медали, изготовленной из серебра — малый Государственный Герб Украины в обрамлении декоративного венка из колосков пшеницы и дубовых листьев. На оборотной стороне медали — надпись «За працю і звитягу». Лента медали шелковая муаровая с полосками зелёного и малинового цветов (по 10 мм) и синей и жёлтой полосками (по 2 мм) по краям.
Полтава. 22 августа 2012 г. Сергей Мохун и Федор Савченко
Пишу столь подробно, поскольку у 99,99% граждан Украинытаких медалей нет и быть не может. Во-первых, согласно Марксу, интересы капиталиста и трудовая «звитяга» рабочего – понятия несовместимые. Во-вторых, для того, чтобы человек получил заслуженную государственную награду, необходимо направить в Большой Хурал наградной лист для представления к награждению этой наградой, предварительно утвердив кандидатуру на собрании трудового коллектива. А теперь постарайтесь, пожалуйста, вспомнить: когда в последний раз вы были на подобном собрании? Ведь с уважительным отношением к человеку труда на большинстве кременчугских предприятий было покончено еще в начале 90-х годов.
В Древней Греции главным стимулом принуждения раба к труду была возможность заслужить добросовестной работой и преданностью господину свободу и сделаться вольноотпущенником. Но нашей «элите» милее Древний Рим, где рабов принуждали к труду палкой, которая называлась стимулом. Наша «элита» начеканила себе полтора десятка различных звезд, орденов и крестов, которыми она осыпает себя при каждом удобном случае. Человек труда может претендовать лишь на орден «За доблестный шахтёрский труд» да на две медали – «За труд и отвагу» и «20 лет независимости Украины». Но вернемся к нашим награжденным.
Курс – на Международную выставку автомобилей в Париже
По словам председателя правления ПАО «ВЕПР» Владимира Пилипенко, из всех работников кременчугских автотранспортных предприятий за годы независимости высокую правительственную награду получил лишь главный инженер ОАО «Кременчугское АТП-15356» Анатолий Борисович Алексеенко. И вот теперь – Савченко и Мохун. И все! «Руководителя Кременчугского АТП-15307 Юрия Киреева пять раз представляли к правительственной награде, но что-то там у них не срослось, – говорит Владимир Иванович.
История ПАО «ВЕПР» берет начало в далеких 60-х, когда в нашем городе был образован Кременчугский автомобильный парк 2215, который впоследствии был переименован в Кременчугскую автоколонну 2252. В 1986 г. предприятие сменило название на Кременчугское АТП-15365. Это было одно из наибольших и процветающих автотранспортных предприятий Полтавщины. После того, как предприятие возглавил Владимир Пилипенко, оно было преобразовано в акционерное общество, которое плавно трансформировалось в Публичное акционерное общество «ВЕПР».
ВЕПР – 2006 год – Такой автомобиль мог сделать только Пилипенко
Кстати, слово «публичное» для Владимира Ивановича хуже горючей смеси, которой враги пытались поджечь административный корпус его предприятия 14 февраля 2012 года. «Нет, чтобы подумать над тем, как не мешать работать украинскому производителю, так сидят, лишенцы, в своих кабинетах и думают над тем, как поскорее выбросить его на панель, – говорит Пилипенко. – Пока стоит на украинской земле наше предприятие, мы будем обладать правами правопреемника. Уже 21 год как нет Союза, а мы продолжаем выплачивать ветеранам деньги за вредные условия работы (кузнечное отделение). Взять, к примеру, всем известный Кременчугский мясокомбинат. Грянула независимость, стал Бабаев у руля, предприятие обанкротили, все концы в воду. У нас же не бывает такого дня, чтобы в бухгалтерию не приходили люди за справками о зарплате. Даже из Израиля человек приезжал! Недавно дали справку жителю Тюмени – отвезли прямо к поезду. Да по-другому и быть не должно!
Нам пришлось целый год восстанавливать Сергею Николаевичу Мохуну статус чернобыльца. Когда он получил первый раз пенсию, весь коллектив вздохнул с облегчением. Замечательный слесарь, модельщик, работой которого восхищаются дизайнеры с мировым именем. Очередная модель автомобиля ВЕПР, над которой мы с ним сейчас работаем, примет участие в Международной выставке автомобилей в Париже. Мы с ним побывали на многих выставках, и всюду люди проявляют большой интерес к нашим пяти моделям. Кстати, ВЕПР – это единственный отечественный автомобиль, созданный в Украине за годы независимости.
А Федор Ионович Савченко – это вообще человек-легенда. 50 лет работы водителем на одном предприятии! Дисциплинированный и внимательный водитель, на работу всегда приходит вовремя. Скромный, чуткий человек, никогда и никому ни в чем не отказывает. Многократно заносился на Доску Почета. А сколько объектов в городе он построил? Вчера едем по городу, а он показывает: и всю улицу Московскую я строил, и сюда бетон возил, и сюда…».
Часы в кошелке
«Так весь же город строился! – подхватывает «человек-легенда». – Тогда возле мясокомбината был небольшой бетонный заводик, вот с него я бетон на стройки и возил. Хорошо помню, когда строили наше АТП. Зарплата у молодых водителей была невысокая. Тогда был такой порядок: если я молодой, то не имел права рта раскрыть на старшего. Сейчас все наоборот: молодежь прижимает стариков. А тогда как было? Послали меня на автозавод возить литье литейного цеха (ставка – 4,60 рублей в день). Водитель со стажем за такие деньги работать не будет. Возил я и бетон, и кирпич, и мраморную крошку, и металлическую стружку. Легче перечислить то, что не возил. Часто работал на сталелитейном и вагоностроительном заводах…»
– Федор Ионович, а как становятся профессиональным водителем? Давайте-ка начнем с самого начала.
– Родился 2 марта 1939 года в селе Власовке. Послевоенные детские годы прошли в Самусиевке. После окончания начальной школы учился во Власовке. До службы в армии работал в колхозе. Когда собирал бумаги для оформления пенсии, то нашел запись в одном документе: 300 трудодней! Помню, распишешься в конце года за эти трудодни, а придет сборщик податей – и все заберет. Верьте не верьте, но мне тогда очень хотелось часы купить. В общем, сели мы однажды с товарищем в заброшенной хатке, и сплели к вечеру по 10 ивовых кошелок. Наше село жило с этих кошелок. Сегодня на базаре такая кошелка стоит 180 гривен, а тогда можно было продать ее за десятку. Приделали к кошелкам ручки, и наши матери пошли с ними в город.
– Не помните, в каком это было году?
– В 1958-м.
– Ну, это еще были сталинские деньги.
– Да, тогда часы «Победа» стоили 342 рубля, а «Кама» – 400. Короче говоря, мать выручила 100 рублей, а всего нужно было сплести 40 кошелок. Сейчас за одну кошелку можно купить кошелку часов. Вот ведь как все изменилось! Наконец, насобирали мы с матерью 650 рублей, целую пачку. Пошел я в город, купил часы за 400 рублей, рубашку «бобочку» за 80 рублей (я давно о ней мечтал) и штаны за 120. Так почти все деньги и потратил.
Службу в армии начал в Кривом Роге, потом меня перевели в Кировоград в учебный танковый батальон… Служить пришлось 3,5 года, так как Хрущев начал возводить Берлинскую стену, солдаты второго года службы попали в Германию, и нам пришлось ждать замену.
После армии год проработал на автозаводе на тракторе, а когда в Кременчуге был организован автопарк 2215, я устроился работать водителем. Так и работаю на одном месте. Хоть и на пенсии, но дома сидеть скучно, да и коллектив здесь прекрасный.
– Федор Ионович, а когда вам лучше всего жилось?
– Когда был моложе.
– Это вы о состоянии души или о жизни вообще?
– Тогда жить было легче. К примеру, я мог за неделю заработать на тонну угля, пусть даже мой заработок был 5 рублей в день. А сейчас заработаешь 1000 гривен за месяц – всего лишь на полтонны хватает! Сегодня сколько ни заработай, особо не пошикуешь. Тогда намного легче было жить. К врачу можно было в любое время пойти, а сейчас без денег и не суйся. Помню, мой дядя лежал в «хирургии», в 3-й больнице – ему делали операцию. То, что операция была бесплатной, было в порядке вещей. И то, что заведующему хирургическим отделением Коваленко дали пять лет за 300 рублей взятки, которую он получил возле ДК КрАЗ, было тоже в порядке вещей. Сегодня никого не сажают, а если и сажают, то не тех, кого надо…
«Уникально-талантливый профессионал»
Глядя на Сергея Мохуна, поневоле вспоминается Гоша-«золотые руки» из кинофильма «Москва слезам не верит».
– Сергей Николаевич, вопрос тот же: как стать «мастером своего дела»? Что этому предшествовало в вашей жизни?
– Родился я 26 августа 1960 года на целинных землях, в совхозе Любимовский Акмолинской области. Когда мне исполнилось шесть лет, родители переехали в Крым, в село Дмитровку под Джанкоем. Дмитровка входила в совхоз имени Мичурина, который занимался выращиванием хлеба, животноводством и виноградарством. Вначале учился в начальной школе в Дмитровке, а учебу завершил в соседней Мироновке. Сразу же после школы поступил учиться в Кременчугское ПТУ №19.
– А как оказались в Кременчуге?
– Мои родители родом с Полтавщины, вот и решили перебраться поближе к дому. Училище относилось к «Харьковстальконструкции», поэтому нас часто направляли в города, в которых велись монтажные работы. И хотя монтажникам платили по тем временам неплохо, но из-за постоянных командировок я на этой работе не задержался. Еще во время учебы я проходил практику на автозаводе, в экспериментальном цехе, и мне там понравилось. Уже тогда мне доверяли ответственную работу – я обваривал обогреватели для северных КрАЗов. Когда принял решение уйти из СМУ, то меня сразу приняли в лабораторию экспериментального цеха.
– Вы уже при Вадиме Евгеньевиче Осадчем работали?
– Да, при нем. Проработал год (тоже вроде бы никто не жаловался) и в 1981 году меня проводили в армию. Служил в Смоленске, в авиации. Там же познакомился со своей будущей женой – военнослужащей Валей. А поскольку она была родом из Белоруссии, то после завершения службы мы сыграли свадьбу на территории трех союзных республик – сначала в Смоленске, а потом в Белоруссии и Украине. После армии мое место на автозаводе не сохранилось. Осадчий предложил мне работу слесаря 5-го разряда, но мне уже предложили работу сварщика в Кременчугской автоколонне 2252, тогда директором был Александр Петрович Шушпанов. Я работал в отделе главного механика сварщиком. А Осадчий помог с трудоустройством жены.
В то время меня неоднократно поощряли, а мой портрет висел на Доске Почета. 31 апреля 1986 года мне принесли повестку из военкомата. Как раз в тот день я забрал жену с сыном из роддома. Ничего страшного, говорят, это всего лишь учебные сборы. Я побежал в 18-ю школу, на сборный пункт, а начальник мне и говорит: «Молодец! Побольше бы таких! Бери кружку-ложку и через два часа сбор в ДК КрАЗ». Прихожу туда, а там народу видимо невидимо!.. Вначале огораживали колючей проволокой Чернобыльскую зону. Нам даже срок окончания работ установили – 24 июня. Затем последовала новая команда: «На дезактивацию!» Вначале выполняли дезактивацию сел, затем работали на станции. Так три месяца и намотал. Вскоре почувствовал, что здоровье пошатнулось. Сердечко начало пошаливать, временами слабость. Приходится периодически подлечиваться.
В 1987 году я перешел в «Агроспецпоставку», где мне пообещали квартиру и прочие преференции: «Ты ведь чернобылец!» Валя стояла в очереди на квартиру на автозаводе. К сожалению, в то время рядом со мной не оказалось сведущих людей. Ведь можно было засчитать мои чернобыльские льготы и получить квартиру. А поскольку в «Агроспецпоставке» с квартирами для чернобыльцев было не густо, то я решил получить ее в ДСК-3. Но, как показали последующие события, я опоздал.
– Это когда было?
– В 1991 году. Я стоял вторым на очереди. Уже был заложен фундамент «нашего» дома на 1-й Занасыпи, но на этом все и закончилось.
– Получается, что квартиру получила жена?
– Нет, квартиру мы так и не получили. Такая вот история…
Из наградного листа:
«За время работы Сергей Николаевич зарекомендовал себя трудолюбивым, грамотным, добросовестным работником. Автор множества рационализаторских предложений, а именно: кондуктор для сварки кузова автомобиля, аспирация слесарно-сварочного участка, диски для поворотов управляемых кулис, маятник для определения стабилизирующего момента управления колес и др. Является наставником молодых рабочих, студентов-практикантов, всегда оказывает посильную помощь коллегам по работе… Уникально-талантливый профессионал, мастер своего дела».
Жена Сергея Николаевича, Валя, умерла в 2009 году. Сегодня он и его 26-летний сын живут у матери в селе Песчаном – во флигеле.
В мае 2001 года предприятие, возглавляемое Владимиром Пилипенко, приступило к разработке автомобилей семейства «ВЕПР». Бронированные автомобили «ВЕПР», с установленной на них системой радиоэлектронной борьбы «МАНДАТ-1В-Е» («Кольчуга»),неплохо зарекомендовали себя в боевых действиях. Четыре таких комплексаиспользуются для охраны мирного неба Украины. Но это уже другая история.
01 – ВЕПР – МАНДАТ
02 – ВЕПР – МАНДАТ
18 Квітень 2013
Comments: |
22 Вересень 2012