Одним из существенных изменений, изложенных в законопроекте №11074, станет упразднение ряда существующих документов прокурорского реагирования.
Если законопроект станет законом, такие акты реагирования, как протест и предписание, перестанут существовать.
Останется лишь один документ – представление, внесение которого не будет влечь за собой приостановления действия нормативно-правовых актов или прекращения определенной деятельности.
При этом единый акт реагирования будет включать в себя элементы упраздненных актов. Например, от протеста сохранится требование об отмене нормативно-правового акта, отдельных его частей или о приведении его в соответствии с законом.
Однако многие специалисты считают, что с точки зрения эффективности реагирования существующие на сегодняшний день прокурорские акты более действенны.
Они позволяют прокурору останавливать действие, скажем, явно незаконного нормативно-правового акта, выданного коллегиальным органом.
Если предложенные проектом изменения будут приняты, прокурор лишится такой возможности. Т. е. объем его полномочий для поддержания законности значительно снизится и станет несоизмеримым с возможными нарушениями.
Также сужаются основания для представительства прокурором интересов граждан в суде – к ним будет относиться только неспособность гражданина самостоятельно защитить свои нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия из-за физического или материального состояния, несовершеннолетия, преклонного возраста, недееспособности или ограниченной дееспособности.
Причем наличие таких оснований прокурор должен будет подтвердить путем предоставления суду доказательств.
По мнению экспертов, эта часть изменений еще нуждается в доработке, так как критерий, по которому можно определить финансовые возможности граждан, недостаточно обоснован.
Кроме того, законопроектом не учтена иная категория лиц, которые требуют прокурорской защиты – одинокие матери, студенты, безработные и т. п.
Следует отметить, что в большинстве стран прокуроры в той или иной степени наделены полномочиями вне функций уголовного преследования. Азербайджан, Армения, Латвия, Литва, Молдова, Россия и многие другие (всего около 40 государств) – во всех этих государствах у прокуроров есть подобные полномочия.
При этом в России нет даже намека на дискуссию о том, нужна ли прокуратуре функция надзора за соблюдением и применением законов.
Другой пример – Молдова, где сложилась обратная ситуация: полномочия прокуратуры сильно урезали, и теперь нет возможности в полной мере предоставить социально незащищенным гражданам государственную защиту в виде прокурорского реагирования на нарушения законов.
Схожая ситуация и во Вьетнаме, где в 2004 г. были проведены реформы прокуратуры, а теперь ей пытаются вернуть надзорные полномочия.
Следующее важное новшество касается полномочий прокуроров при проведении проверок, закрепленных в ст. 21 Закона «О прокуратуре».
В законопроекте, которым предлагается изложить указанную статью в новой редакции, определено, что прокурорская проверка осуществляется только в случае проведения предварительной проверки соответствующим органом контроля, или если такая проверка не была проведена в срок.
При этом начинать проверку можно только при условии письменного уведомления проверяемой стороны.
Другими словами, чтобы начать проверку, прокурор должен вынести мотивированное постановление и обосновывать необходимость совершения конкретных действий – например, истребования документов, содержащих банковскую или коммерческую тайну. Кроме того, в законопроекте четко обозначено, что все оригиналы документов, изъятые в ходе проверки, по ее окончанию должны быть возвращены владельцам.
Действия прокурора и акт реагирования по результатам такой проверки можно будет обжаловать в суде.
Проектом Закона четко нормируются полномочия прокурора, предусмотренные ст. 20 Закона «О прокуратуре».
Например, в изменениях указано, что прокурор лишь при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов вправе беспрепятственно по удостоверению, подтверждающему занимаемую должность, входить в помещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, воинских частей, государственных предприятий, учреждений и организаций. Т. е. когда изменения будут приняты парламентом и вступят в силу, прокурор не сможет просто прийти на частное предприятие и требовать документы.
Несмотря на позитивные отзывы о законопроекте, в т. ч. и представителей прокуратуры, часть юристов, непосредственно работающих с органами прокуратуры, склонны считать, что предложенные изменения не особо повлияют на нынешнюю ситуацию.
Ведь проблема не столько в объеме прокурорских полномочий или морально устаревших актах реагирования, сколько в мировоззрении самих работников прокуратуры. И одного лишь законодательного регулирования их деятельности недостаточно, чтобы украинская прокуратура переняла лучшее из международного опыта.
По материалам: Судебно-юридическая газета
18 Квітень 2013
Comments: |
5 Грудень 2012