Административное задержание

Поради Правозахисника Без коментарiв

Несомненно, что среди граждан найдутся те, кому тем или иным образом сталкивались с проблемой административных задержаний, которые производят органы милиции.

В статье 263 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУАП) предусмотрено, что административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более чем три часа, а в исключительных случаях, в связи с особой необходимостью законами Украины могут быть установлены другие сроки административного задержания (часть первая).

При этом, определены случаи, при которых лицо может быть задержано до трех или десяти суток или до рассмотрения дела судьей, начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел, должностным лицом органа Государственной пограничной службы Украины (части вторая, третья, четвертая). Установлено, что срок административного задержания исчисляется с момента доставки нарушителя для составления протокола, а лица, которое было в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления (часть пятая).

Согласно пункту 5 части первой статьи 11 Закона Украины “О милиции”, работникам милиции предоставлено право задерживать и содержать в специально отведенных для этого помещениях на срок до трех часов лиц, совершивших административные правонарушения, для составления протокола или рассмотрения дела по сути, если эти вопросы не могут быть решены на месте, а в необходимых случаях для установления лица и выяснения обстоятельств правонарушения – до трех суток (абзац четвертый). А лица, которые проявили неподчинение законному требованию работника милиции, – до рассмотрения дела судом, но не более чем на двадцать четыре часа (абзац шестой).

Следует отметить, что правоохранительные органы (не только милиция), а также пограничные службы часто пользовались этими нормами, мягко говоря, не в духе закона. В частности, в тех случаях, когда у работников милиции, СБУ, или прокуратуры появлялась неподтвержденная (а кое-где – просто надуманная) информация о причастности какого-либо гражданина к совершению того или иного преступления, они очень часто фабриковали материалы о совершении гражданами административных правонарушений с целью их задержания и для дальнейшей “отработки” в условиях временного лишения свободы или провоцировали граждан на совершение таких правонарушений. Пограничники и СБУ пользовались также этими нормами закона для того, чтобы также на более длительный срок задерживать, к примеру, лиц, подозреваемых в контрабанде.

Норму закона о том, что срок административного задержания исчисляется с момента доставки нарушителя для составления протокола, все службы использовали следующим образом: “правонарушителя” доставляли в правоохранительный орган не сразу, а через значительное время, порой – через сутки, а то и более.

В связи с проблемами, которые возникают из-за подобного применения законодательных норм, 50 депутатов обратились в Конституционный Суд Украины (КСУ) с представлением относительно соответствия Конституции (конституционности) отдельных положений статьи 263 КУАП и пункта 5 части первой статьи 11 Закона Украины “О милиции”. КСУ рассмотрел это дело 11 октября 2011 года (дело N 10-рп/2011).

Прежде всего, КСУ сослался на нормы Конституции, в частности, на часть вторую статьи 29 Конституции, согласно которой никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом. Сослался КСУ и на нормы международного права, решения Европейского суда.

В части третьей статье 29 Конституции определен максимально допустимый срок задержания лица без мотивированного решения суда. Так, в случае неотложной необходимости предотвратить преступление или его предотвратить его, уполномоченные на то законом органы могут применить содержание лица под стражей – как временную меру, обоснованность которой в течение семидесяти двух часов должна быть проверена судом; задержанное лицо немедленно освобождается, если в течение семидесяти двух часов с момента задержания ему не вручено мотивированное решение суда о содержании под стражей. Из анализа приведенного конституционного положения усматривается, что в этом случае речь идет о задержании лица как об исключительной временной предупредительной мере, максимальная продолжительность которой без мотивированного решения суда не должна превышать семидесяти двух часов.

При этом, КСУ считает, что согласно принципу верховенства права задержания без мотивированного решения суда в административном процессе не может длиться дольше, чем задержание в криминальном процессе. Т.е. административное задержание лица без мотивированного решения суда не может превышать семидесяти двух часов.

В статье 263 КУАП установлены сроки административного задержания лиц, совершивших административные правонарушения. В части первой названной статьи определен общий срок задержания лица, совершившего административное правонарушение, – не более чем три часа. Во втором предложении этой части речь идет о том, что в исключительных случаях, в связи с особой необходимостью законами Украины могут быть установлены иные сроки административного задержания. Предусмотренная этой нормой возможность установления иных сроков не означает, что они будут превышать семьдесят две часа, т.е. положения части первой статьи 263 КУАП не могут считаться такими, что противоречат статье 8, частям второй, третьей статье 29, статьи 64 Конституции Украины.

Согласно части второй статьи 263 КУАП лицо, нарушившее пограничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу Украины, может быть задержано на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения – до трех суток с уведомлением об этом письменно прокурору в течение 24-х часов с момента задержания или на срок до 10-ти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность. Согласно части третьей указанной статьи лицо, нарушившее правила оборота наркотических средств и психотропных веществ, может быть задержано на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности, проведения медицинского осмотра, выяснения обстоятельств приобретения изъятых наркотических средств и психотропных веществ и их исследования – до трех суток с уведомлением об этом письменно прокурору в течение 24-х часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность.

Положения указанных норм, которыми предусмотрена возможность задержания правонарушителей до трех суток, не превышают установленного конституционного максимума возможной продолжительности задержания (семьдесят две часа), т.е., они не противоречат требованиям Конституции. По тем же основаниям не противоречат статье 8, частям второй, третьей статье 29, статье 64 Конституции положения абзаца четвертого пункта 5 части первой статьи 11 Закона “О милиции”, согласно которым милиция имеет право задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях лиц, которые совершили административные правонарушения, в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения до трех суток с уведомлением об этом письменно прокурору в течение 24-х часов с момента задержания. Вместе с тем, положения частей второй, третьей статьи 263 КУАП, которыми предусмотрена возможность задержания лиц, совершивших соответствующие административные правонарушения, до десяти суток, т.е. более чем семьдесят две часа, противоречат статье 8, части третьей статье 29, статьи 64 Конституции.

Согласно части четвертой статьи 263 КУАП, лицо, совершившее мелкое хулиганство, насилие в семье, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, а также военнослужащего или оскорбление их, публичные призывы к невыполнению требований работника милиции или должностного лица Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, может быть задержано до рассмотрения дела судьей или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел. До рассмотрения судьей дела может быть задержано также лицо, которое незаконно пересекло или совершило попытку незаконно пересечь государственную границу Украины, совершило злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего или работника Государственной пограничной службы Украины или члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, нарушило порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций или проявило неуважение к суду, или торговало с рук в неустановленных местах. Иностранцы и лица без гражданства, нарушившие правила пребывания в Украине и транзитного проезда через территорию Украины, могут быть задержаны до рассмотрения дела судьей или должностным лицом органа Государственной пограничной службы Украины.

О совершении правонарушений, указанных в этой норме, согласно статье 254 КУАП уполномоченными на то лицами составляется протокол. В статье 257 КУАП установлен порядок направления протокола об административном правонарушении, в части второй этой статьи установлен срок лишь направления в суд протокола о совершении административного коррупционного правонарушения – три дня. Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях определены в статье 277 КУАП (от одних суток до пятнадцати дней), однако такие сроки начинают исчисляться со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (часть первая).

Таким образом, законодатель оставил вне сферы своего регулирования вопрос, относительно сроков составления протокола об административном правонарушении и его направлении в орган или должностному лицу, уполномоченным рассмотреть дело о таком правонарушении и вынести соответствующее постановление, оставив за органами (должностными лицами), уполномоченными реагировать административные правонарушения, право на собственное усмотрение определять такие сроки, чем созданы предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны последних. То есть, КСУ считает, что положения части четвертой статьи 263 КУАП противоречат статье 8 Конституции, через их несоответствие принципу правовой определенности.

Согласно части пятой статьи 263 КУАП, срок административного задержания исчисляется с момента доставки нарушителя для составления протокола, а лица, находившегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления. Тем не менее, в законодательстве не установлено, каким образом должен определяться такой срок и какова допустимая максимальная его продолжительность. В КУАП и в других законодательных актах понятие “доставки” не раскрывается. Слово “доставлять” означает препровождать на место назначения. По мнению КСУ, доставка хотя и отличается от административного задержания, однако по своей сути является принудительной мерой, связанной с конституционным правом человека на свободу и личную неприкосновенность. Неопределенность в решении вопроса, связанного со временем доставки нарушителя, может привести к определенным злоупотреблениям со стороны соответствующих органов в части, касающейся установления возможного срока ограничения права лица на свободу, который с учетом времени доставки может длиться более, чем это определено в законе. Остается непонятным также вопрос относительно момента вытрезвления лица, находившегося в состоянии опьянения, что приводит к неопределенности в установлении общего времени содержания такого лица в соответствующих органах, что также может быть основанием для определенных злоупотреблений с их стороны. То есть, положения части пятой статьи 263 КУАП так же противоречат статье 8 Конституции.

Согласно абзацу шестому пункта 5 части первой статьи 11 Закона “О милиции” работникам милиции предоставляется право задерживать и содержать в специально отведенных для этого помещениях лиц, проявивших неповиновение законному требованию работника милиции, до рассмотрения дела судом, но не более чем на 24 часа. При этом, согласно пункту 22 части первой статьи 92 Конституции, исключительно законами определяются действия, которые являются административными правонарушениями. КУАП предусматривает ответственность за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащего (статья 185).

Злостным неповиновением является отказ от выполнения настойчивых, неоднократно повторенных законных требований или распоряжений работника милиции при исполнении им служебных обязанностей, члена общественного формирования по охране общественного порядка или военнослужащего, в связи с их участием в охране общественного порядка или отказ, выраженный в дерзкой форме, что свидетельствует о явном пренебрежении к лицам, охраняющим общественный порядок (абзац второй пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 26 июня 1992 года N 8 “О применении судами законодательства, что предусматривает ответственность за посягательство на жизнь, здоровье, достоинство и собственность судей и работников правоохранительных органов”). Слово “неповиновение” означает отказ от выполнения или игнорирование выполнения определенного требования. Анализируя законодательство Украины относительно оснований юридической ответственности за определенные действия, КСУ пришел к выводу, что законодатель не отождествил действия, которые проявляются в форме неповиновения и злостного неповиновения.

По правовой позиции КСУ, задержание в любом случае не может быть признано обоснованным, если действия, которые инкриминируются задержанному, на момент их совершения не могли расцениваться или не признавались законом – как правонарушение (абзац девятый подпункту 3.2 пункта 3 мотивировочной части Решения КСУ от 29 июня 2010 года N 17-рп/2010). Согласно статье 9 КУАП, административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездеятельность, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность. Системный анализ норм КУАП дает основания для вывода, что в нем установлена ответственность лишь за злостное неповиновение законному требованию работника милиции. Предоставление милиции права задерживать лицо за неповиновение законному требованию работника милиции, т.е. за действие, которое не является административным проступком, нарушает принцип верховенства права и его составную – правовую определенность. Таким образом, КСУ считает, что абзац шестой пункта 5 части первой статьи 11 Закона “О милиции” противоречит статье 8 Конституции Украины.

Рассмотрев дело, КСУ решил признать такими, что не соответствуют Конституции Украины (являются неконституционными) положения:

– частей второй, третьей статьи 263 КУАП Украины об административных правонарушениях относительно возможности административного задержания лиц “на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность”;

– частей четвертой, пятой статьи 263 КУАП Украины об административных правонарушениях;

– абзаца шестого пункта 5 части первой статьи 11 Закона Украины “О милиции”, согласно которому милиции предоставляется право задерживать и содержать в специально отведенных для этого помещениях “лиц, проявивших неповиновение законному требованию работника милиции, до рассмотрения дела судом, но не более чем на 24 часа”.

Указанные положения КУАП и Закона “О милиции” теряют силу со дня принятия Конституционным Судом этого Решения.
По материалам: Адвокат Кучерявый О.П.

Поділитися записом:

Вам також може сподобатись...

Comments:

Події